Советы педагогам
по адаптации дошкольников к условиям ДОУ
Перед поступлением ребенка в детское учреждение воспитателю следует
обсудить с родителями следующие проблемы:
1.Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные
процедуры?
Воспитатель должен поинтересоваться, как ребенок пользуется туалетом, как
он засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли он есть сам,
какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов
(например, поют ли ребенку песенку перед сном). Он должен также познакомить
родителей с распорядком дня в яслях, обсудить с родителями проблему
согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную
информацию воспитатель должен учитывать в процессе последующей индивидуальной
работы с ребенком.
2.Какой тип общения предпочитает малыш?
Если выяснится, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение со
взрослыми, нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с
предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении,
поддерживая любознательность.
3.Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?
Если ребенок не умеет сам себя занять, на это нужно обратить внимание
близких. Организуя совместные игры, они должны стимулировать самостоятельную
игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, можно предложить ему
самому закончить сборку, а играя с малышом в кормление куклы, можно попросить
его от имени куклы причесать или искупать ее в ванночке. Периоды совместной
игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка.
4.Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в
ходе режимных процедур?
Если ребенок привык к тому, что всё за него делают взрослые, нужно обратить
внимание родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать
что-то самостоятельно, поддерживали его желание самому есть, одеваться и т.д.
Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни
сидят и безучастно ждут, когда воспитательница начнет одевать их, другие же без
всяких приглашений пытаются одеваться сами. Такую же картину можно наблюдать и
за столом, и на игровой площадке. Общая пассивность ребенка, постоянное
ожидание того, что взрослые накормят, оденут, приласкают его, поиграют с ним,
не должны остаться вне поля внимания родителей и воспитателей.
5.Как ребенок относится к посторонним взрослым?
Если ребенок пугается чужих взрослых, плачет, пытается спрятаться за маму,
отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг
общения малыша. Лучше заранее подготовить его к встрече с новыми людьми:
приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям.
Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке
доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от
чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее и лучше привыкнуть к
новому окружению в детском учреждении.
6.Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он
испытывает в обществе сверстников?
Если малыш испытывает трудности в этой сфере, родителям следует почаще
водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с
ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению
к друг другу, организовывать несложные игры, помогая налаживать совместную игру
и улаживая конфликты. Если же ребенок испытывает значительные трудности во всех
сферах, родителям лучше повременить с поступлением ребенка в детское учреждение
и в течение нескольких месяцев уделить специальное внимание его развитию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий