понедельник, 19 августа 2019 г.


«УЧИМ  ДЕТЕЙ  ВИДЕТЬ  ПРЕКРАСНОЕ:
ПРИРОДА  ВОКРУГ  НАС.»

«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир Природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», - писал известный педа¬гог В. Сухомлинский.
Живой мир не познать по картинкам, телевизору и компьютеру. Простая прогулка по парку или скверу намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете либо природном явлении. Сколько новых ощущений могут подарить пение птиц, запах цветка, плывущие облака! А наблюдения за радугой, жизнью муравейника, движением щепки по ручью, отражени¬ями в лужице!..
Вместе с познанием окружающего мира формиру¬ется культура отношения к природе. Малышу можно объяснить, что рвать цветы не стоит - дома они ум¬рут, а на клумбе или полянке порадуют еще многих людей.
В природе все тесно связано между собой. И чело¬век, который сам - часть природы, тоже связан с окру¬жающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг организмами. Человек должен вес¬ти себя в природе так, чтобы не навредить в первую очередь самому себе.
Если клубы дыма загрязняют воздух, а сточные во¬ды - реки, страдает не только природа. Болеет и стра¬дает человек. Значит, охраняя природу, человек охра¬няет и самого себя. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или прекра¬тится по нашей вине.
В каждой стране существуют специальные законы об охране природы. Все должны их выполнять.
Чтобы ответить на бесконечные вопросы («Поче¬му не ломать?», «Почему не бросать?»), расскажите ребенку такую историю: «Представь, что к нам при¬шли гости. Мы накрыли стол, гости все с удовольст¬вием съели и разбросали посуду, остатки еды на по¬лу. Потом они посреди комнаты развели костер, включили на всю громкость музыку и, веселясь, обо¬рвали на букетики все наши любимые фиалки и розы, которые мы старательно растили». Конечно, ребе¬нок возмутится: такое поведение гостей переходит все границы! Поясните, что, приходя в лес, многие ведут себя именно так. Эта поучительная история, дополненная вашими комментариями и личными примерами.

Там, где холодно, - тюлень,
А в лесу живет олень,
В океане - мощный кит,
А в берлоге Миша спит.
Скачет где-то кенгуру,
Заяц спрятался в нору,
А бобер деревья точит -
Каждый зверь живет, как хочет.
И его не переучишь,
Только сам себя замучишь.
От души хотим сказать:
- Вы живите, как хотите,
Мы не будем вам мешать!
Г. Золотарев

Научите ребенка слушать. Сядьте на полянке, вслу¬шайтесь. Откуда шорох? А стук? Может, дятел? Куда же спешит муравей? О чем поет птичка? Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Пусть он фанта¬зирует, а вы рассказывайте о природе, вносите в дет¬ские фантазии познавательные элементы.

В парке, сквере и в лесу Играйте на свежем воздухе: в парке, сквере или в лесу.
Предложите малышу игру: он выбирает роль лю¬бого объекта природы (рыбы, птицы, цветка, облака) и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает наблюда¬тельность и внимание.
1.         Попросите ребенка закрыть глаза. В ладошку по¬очередно опускайте предметы: желудь, камешек, ку¬сочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что нахо¬дится в его руках, а потом, открыв глаза, узнает, на¬сколько был близок к истине.
2.         Можно посоревноваться: кто быстрее соберет как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают листья березы, тополя, сире¬ни? Правильно, сердечко. А какие листья похожи на звезду? Конечно, это листья клена, винограда, сморо¬дины. А еще есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это ряби¬на и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать подобные. А листья каштана и грецкого оре¬ха - чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь луча¬ми от одной точки.
Научите ребенка, как правильно собрать и офор¬мить гербарий из листьев или цветов.
Гербарий - это коллекция собранных и засушен¬ных растений. Так же называют и помещения, где хранятся эти коллекции.
Для того чтобы растение надолго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист картона, прикрыв сверху газетой и поло¬жив под пресс (в качестве пресса достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем рас¬поряжении окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются или при¬шиваются - фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой страничке с образцом нужно указать полное название растения, где и ког¬да собрано.
Частичку лета можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько правил:
        Засушенные растения следует защитить от пря¬мых солнечных лучей.
        Букеты из сухих цветов не стоит часто перестав¬лять с места на место.
        Пыль с таких букетов следует осторожно сду¬вать резиновой грушей.
        Время от времени желательно опрыскивать цве¬ты водой из пульверизатора. Такое опрыскивание способствует усилению аромата, как бы оживляя рас¬тение на некоторое время.
        Высушенные растения можно подкрашивать. Для этого можно использовать акварельные краски. Однако сильно увлекаться этим не стоит, чтобы расте¬ния не потеряли свой естественный вид.
Флористический материал дает богатые возможно¬сти для создания творческих работ, основное содер¬жание которых - художественное обыгрывание при¬родных объектов и явлений.

У моря, у синего моря...
А вот как можно интересно провести время на пляже.
У моря, как правило, много песка или мелких ка¬мешков - гальки. Песок дети любят априори, готовы часами копаться в нем чем угодно и когда угодно.
1.         Можно не только рисовать на песке палочкой, лепить из него «пирожки», познавая формы, сыпу¬честь и другие качества песка, но и строить волшеб¬ные замки с многочисленными лабиринтами или за¬капываться песок до самых коленок.
2.         Из ракушек и гальки отлично получаются силуэ¬ты: здесь как с облаками фантазии нет предела.
3.         Из пластиковых бутылок можно сделать совки и сеялки, воронки и ведра. Продырявив крышку от бу¬тылки, получите леечку и водный пистолет одновре¬менно.
4.         Из ракушек, камешек можно сделать отличные бусы, нанизав все это на леску или нитку.
5.         Можно устроить соревнования, бросая в воду гальку. Из гальки также можно строить пирамиды, сравнивая, у кого выше, или вместе сооружая «небо¬скреб».
6.         Обязательно возьмите с собой на пляж гуашевые краски. В солнечную погоду сам Бог велел устроить конкурс боди-арта. Малыши от разрисовывания на телах безумно радуются! Заодно можно изучать цве¬та. А чтобы краска лучше смывалась, разведите ее дет¬ским шампунем.
7.         Очень интересный материал для сувениров - обточенные морем осколки бутылочного стекла и де¬ревяшки.
Поощряйте творчество! Пусть ребенок рисует жи¬вотных и птиц, деревья и цветы, небо и облака. Леонар¬до да Винчи называют великим за то, что он умел наб¬людать и улавливать детали прежде всего в мире живой природы. Изображая на своих эскизах обычную ветку или бегущего зверька, он руководствовался логикой и закономерностью в их строении. Кто знает, что может рассмотреть и по-своему увидеть ваш малыш?



Комментариев нет:

Отправить комментарий