«УЧИМ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ
ПРЕКРАСНОЕ:
ПРИРОДА ВОКРУГ НАС.»
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде
всего мир Природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума», - писал известный педа¬гог
В. Сухомлинский.
Живой мир не познать по картинкам,
телевизору и компьютеру. Простая прогулка по парку или скверу намного полезнее
сухого рассказа о том или ином предмете либо природном явлении. Сколько новых
ощущений могут подарить пение птиц, запах цветка, плывущие облака! А наблюдения
за радугой, жизнью муравейника, движением щепки по ручью, отражени¬ями в
лужице!..
Вместе с познанием окружающего мира
формиру¬ется культура отношения к природе. Малышу можно объяснить, что рвать
цветы не стоит - дома они ум¬рут, а на клумбе или полянке порадуют еще многих
людей.
В природе все тесно связано между
собой. И чело¬век, который сам - часть природы, тоже связан с окру¬жающей
средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг организмами. Человек
должен вес¬ти себя в природе так, чтобы не навредить в первую очередь самому
себе.
Если клубы дыма загрязняют воздух, а
сточные во¬ды - реки, страдает не только природа. Болеет и стра¬дает человек.
Значит, охраняя природу, человек охра¬няет и самого себя. Это охрана нашего
будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или прекра¬тится по нашей
вине.
В каждой стране существуют специальные
законы об охране природы. Все должны их выполнять.
Чтобы ответить на бесконечные вопросы
(«Поче¬му не ломать?», «Почему не бросать?»), расскажите ребенку такую историю:
«Представь, что к нам при¬шли гости. Мы накрыли стол, гости все с
удовольст¬вием съели и разбросали посуду, остатки еды на по¬лу. Потом они
посреди комнаты развели костер, включили на всю громкость музыку и, веселясь,
обо¬рвали на букетики все наши любимые фиалки и розы, которые мы старательно
растили». Конечно, ребе¬нок возмутится: такое поведение гостей переходит все
границы! Поясните, что, приходя в лес, многие ведут себя именно так. Эта
поучительная история, дополненная вашими комментариями и личными примерами.
Там, где холодно, - тюлень,
А в лесу живет олень,
В океане - мощный кит,
А в берлоге Миша спит.
Скачет где-то кенгуру,
Заяц спрятался в нору,
А бобер деревья точит -
Каждый зверь живет, как хочет.
И его не переучишь,
Только сам себя замучишь.
От души хотим сказать:
- Вы живите, как хотите,
Мы не будем вам мешать!
Г. Золотарев
Научите ребенка слушать. Сядьте на
полянке, вслу¬шайтесь. Откуда шорох? А стук? Может, дятел? Куда же спешит
муравей? О чем поет птичка? Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Пусть
он фанта¬зирует, а вы рассказывайте о природе, вносите в дет¬ские фантазии
познавательные элементы.
В парке, сквере и в лесу Играйте на свежем
воздухе: в парке, сквере или в лесу.
Предложите малышу игру: он выбирает
роль лю¬бого объекта природы (рыбы, птицы, цветка, облака) и глазами своего
персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает
наблюда¬тельность и внимание.
1. Попросите
ребенка закрыть глаза. В ладошку по¬очередно опускайте предметы: желудь,
камешек, ку¬сочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что нахо¬дится в его
руках, а потом, открыв глаза, узнает, на¬сколько был близок к истине.
2. Можно
посоревноваться: кто быстрее соберет как можно больше разных по форме листьев.
Что, к примеру, напоминают листья березы, тополя, сире¬ни? Правильно, сердечко.
А какие листья похожи на звезду? Конечно, это листья клена, винограда,
сморо¬дины. А еще есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук
на длинном черенке. Это ряби¬на и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно
отыскать подобные. А листья каштана и грецкого оре¬ха - чемпионы по размеру!
Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь луча¬ми от
одной точки.
Научите ребенка, как правильно собрать
и офор¬мить гербарий из листьев или цветов.
Гербарий - это коллекция собранных и
засушен¬ных растений. Так же называют и помещения, где хранятся эти коллекции.
Для того чтобы растение надолго
сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист
картона, прикрыв сверху газетой и поло¬жив под пресс (в качестве пресса
достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем рас¬поряжении
окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются
или при¬шиваются - фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой
страничке с образцом нужно указать полное название растения, где и ког¬да
собрано.
Частичку лета можно сохранить в виде
букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько
правил:
— Засушенные
растения следует защитить от пря¬мых солнечных лучей.
— Букеты
из сухих цветов не стоит часто перестав¬лять с места на место.
— Пыль
с таких букетов следует осторожно сду¬вать резиновой грушей.
— Время
от времени желательно опрыскивать цве¬ты водой из пульверизатора. Такое
опрыскивание способствует усилению аромата, как бы оживляя рас¬тение на
некоторое время.
— Высушенные
растения можно подкрашивать. Для этого можно использовать акварельные краски.
Однако сильно увлекаться этим не стоит, чтобы расте¬ния не потеряли свой
естественный вид.
Флористический материал дает богатые
возможно¬сти для создания творческих работ, основное содер¬жание которых -
художественное обыгрывание при¬родных объектов и явлений.
У моря, у синего моря...
А вот как
можно интересно провести время на пляже.
У моря, как правило, много песка или
мелких ка¬мешков - гальки. Песок дети любят априори, готовы часами копаться в
нем чем угодно и когда угодно.
1. Можно
не только рисовать на песке палочкой, лепить из него «пирожки», познавая формы,
сыпу¬честь и другие качества песка, но и строить волшеб¬ные замки с
многочисленными лабиринтами или за¬капываться песок до самых коленок.
2. Из
ракушек и гальки отлично получаются силуэ¬ты: здесь как с облаками фантазии нет
предела.
3. Из
пластиковых бутылок можно сделать совки и сеялки, воронки и ведра. Продырявив
крышку от бу¬тылки, получите леечку и водный пистолет одновре¬менно.
4. Из
ракушек, камешек можно сделать отличные бусы, нанизав все это на леску или
нитку.
5. Можно
устроить соревнования, бросая в воду гальку. Из гальки также можно строить
пирамиды, сравнивая, у кого выше, или вместе сооружая «небо¬скреб».
6. Обязательно
возьмите с собой на пляж гуашевые краски. В солнечную погоду сам Бог велел
устроить конкурс боди-арта. Малыши от разрисовывания на телах безумно радуются!
Заодно можно изучать цве¬та. А чтобы краска лучше смывалась, разведите ее
дет¬ским шампунем.
7. Очень
интересный материал для сувениров - обточенные морем осколки бутылочного стекла
и де¬ревяшки.
Поощряйте творчество! Пусть ребенок
рисует жи¬вотных и птиц, деревья и цветы, небо и облака. Леонар¬до да Винчи
называют великим за то, что он умел наб¬людать и улавливать детали прежде всего
в мире живой природы. Изображая на своих эскизах обычную ветку или бегущего
зверька, он руководствовался логикой и закономерностью в их строении. Кто
знает, что может рассмотреть и по-своему увидеть ваш малыш?
Комментариев нет:
Отправить комментарий